Пенджаб славится своими неописуемо красивыми шалями ручной работы, вышитыми особой техникой, называемой пхулкари.
Пхулкари или пхулькари (phulkari, пенджаби : ਫੁਲਕਾਰੀ) – техника вышивки из Пенджаба, буквально означает – «выращивание цветов»….
Точное происхождение этого вида вышивки неизвестно. Есть несколько гипотез: что она существует около 2000 лет – есть упоминания чего-то подобного в Махабхарате, Ведах, народных песнях Пенджаба, что она была привезена кочевниками, мигрировавшими в Пенджаб из Центральной Азии, что она была заимствована из Ирана, где она была известна как «гулкари»…
Раньше пхулкари не были предназначены для продажи – это была своего рода вышивка для «внутреннего применения» – для свадьбы и приданого, для разного рода празников, для одежды – вышитые платки, шали и т.д. Вышитая одежда, полностью покрывающие тело, для специальных случаев известна как Баг (Bagh) – сад…
В основном использовались цветочные и геометрические узоры.
Существует несколько видов пхулкари для разных случаев и назначения:
• Chope – одежда красного цвета с вышитыми краями, которая дарится невесте бабушкой перед свадьбой;
• Vari-da-bagh – приданое – тоже одежда красного цвета с золотой вышивкой по краям, символизируещей счастье и изобилие, а сама ткань вышита небольшими цветами разных оттенков;
• Ghunghat bagh – покрытие для головы с вышитыми треугольными мотивами;
• Bawan bagh – баван означает число 52 – ровно столько геометрических узоров вышивается на ткани, этим видом пхулкари владеют лишь небольшое количество мастериц;
• Darshan dwar – «ворота с видом божества» – для использования в храмах или украшения стен, когда священная книга сикхов «Guru Granth Sahib» приносится в дом;
• Suber – носит невеста во время брачной церемонии, состоит из 5 мотивов – один в центре, и четыре по углам…
• Chamba – разнородная пхулкари, состоящая из серий вьющихся растений, стилизованных листьев и цветов.
Основные узоры выполняются штопальным швом (настилом) цветными шёлковыми нитями. Предпочтение отдаётся ниткам красных оттенков, поскольку этот цвет считается благоприятным, цветом жизни. Мастерство пенджабских умелиц проявляется в бесчисленных геометрических узорах и сельской тематике.
Согласно Кехалу (2009), ткань, на которой вышито лишь несколько цветов, называется Пхулкари. Остальные типы – это отдельные разновидности. Традиционные разновидности Phulkaris представляют собой большие предметы ткани и включают Chope, Tilpatr, Neelak и Bagh. Иногда багу дается отдельная категоризация, как и у других разновидностей пхулкари, части ткани видны, тогда как в багхе вышивка покрывает всю одежду, так что ткань-основа не видна.
Кроме того, в современном современном дизайне простые и редко вышитые дупатты (длинный шарф), одини (большой длинный шарф) и шали, предназначенные для повседневного использования, называются Phulkaris, тогда как предметы одежды, покрывающие все тело, предназначены для особых и церемониальные случаи, такие как свадьбы, называются багами (большим садом). Пхулкари и по сей день остается неотъемлемой частью свадеб в Пенджабе.
Шали-пхулкари не только красивы, но и очень практичны. Они также являются традиционным элементом повседневной женской одежды в Пенджабе, особенно в его сельских уголках. Пхулкари заматывают вокруг тела, закрывая ею чоли (блузку) и часть гхагры (юбки). Для торжественных случаев надевают особую пхулкари, называемую багх (дословно «сад»), которая полностью покрыта вышивкой.
Узоры настолько плотно расположены друг к другу, что не остаётся даже просвета тканевой основы. По существующей в Пенджабе традиции, сразу после рождения в семье ребёнка, его бабушка начинает вышивать багх. На эту работу может уйти несколько лет, однако багх вышивают с особым усердием, поскольку эта шаль будет подарена в качестве приданого на свадьбу внука или внучки.