Прикосновение к высокому искусству – блочная печать на ткани

Индийские принты созданные отпечатками деревянных блоков сегодня охватывают широкий спектр от традиционного рисунка до современного стиля. По сути, гравюры одновременно отражают прошлое и настоящее. Ксилография, традиционное ремесло, существует в параллельной современному миру вселенной. Это искусство, которое упорно сопротивляется индустриализации. По сей день ремесленники практикуют блочную печать без машин или компьютеров.

Блочная печать относится к технике печати методом прессования и тиснения ткани резными деревянными блоками, заполненными цветом. «Ручная блокировка» или «печать ручным блоком» – это другие термины, которые относятся к блочной печати.

Резьба по дереву для блочной печати

Деревянные блоки ручной работы являются краеугольным камнем процесса печати блоков. Резьба по дереву – занятие утомительное, требующее исключительной степени мастерства. Резчики по дереву практикуют и обучают ремеслу резьбы по дереву из поколения в поколение.

Вырезание контурного блока – самый сложный этап в процессе печати блоков. Как каркас для дизайна, это самый дорогой блок. Над этим изделием работает самый опытный мастер в цехе по изготовлению блоков (часто владелец). Работа начинается с наброска контуров дизайна на бумаге от руки. Используя рисунок в качестве карты, мастер обводит блоки цветовой заливки.

Мастера наносят рисунок на строганый кусок дерева шешам, которое является лучшей древесиной для такого рода гравюр, и вырезают его на глубину 1/3 дюйма. Точность, которой мастер-изготовитель блоков достигает с помощью простых инструментов, необычайна. Эти инструменты для блочной печати могут быть простыми, но они создают нечто экстраординарное. Полученные в результате деревянные блоки сами по себе являются произведениями искусства!

Сколько блоков требуется для создания отпечатка? Ну, это зависит от дизайна. Для каждого цвета и каждого элемента дизайна требуется свой отдельный блок. Все верно: каждый крошечный элемент оживает одним цветом и одним блоком за раз! Вы можете попытаться оценить количество используемых блоков, подсчитав количество цветов и компонентов дизайна. Для простого дизайна может потребоваться всего три блока, но для сложного дизайна может потребоваться до 30 блоков!

Размер деревянного блока обычно колеблется в пределах 5-8 квадратных дюймов. Иногда его размер может достигать 14 дюймов, если того требует дизайн. Ограничение по размеру блоков определяет параметры жизнеспособного дизайна, и именно поэтому мелкие мотивы характерны для индийских принтов из блоков.

Чтобы напечатать дизайн блоком, мастера заливают каждый элемент по одному блоку и одним цветом за раз. Они также используют отдельные наборы блоков для создания границ ткани. Как и для основного дизайна, для оформления бордюра может потребоваться несколько наборов резных деревянных блоков.

Блочная печать на ткани: подготовка

Перед печатью хлопок погружают в нежный отбеливающий раствор. Затем он проходит через емкость для краски и между двумя роликами, которые выдавливают излишки краски.

Наконец, белье сушится на высоких бамбуковых рамах под жарким солнцем Раджастана. Как только он высохнет, он направляется в отделочные блоки, где горячими роликовыми прессами разглаживается ткань с блочным принтом.

Мастера измеряют ткань, затем раскроют и прикрепят ее на столы с мягкой обивкой длиной 5 метров. Каждое изделие измеряется, вырезается и печатается по одному за раз! (Знали ли вы когда-нибудь, что так много всего было связано с блочной печатью тканей?)

Часть процесса ксилографической печати включает в себя определение наилучшей техники окрашивания для рассматриваемого дизайна. Некоторые требуют использования простых в смешивании пигментных красителей, в то время как другим требуются яркие цвета, достигаемые растительными красителями. Для других дизайнов требуется стойкость цвета, гарантируемая красителями rapid indigo sol и discharge.


Опираясь исключительно на интуицию и опыт, мастер смешивает цвета. Он может сформулировать свой цветовой рецепт, просто взглянув на требуемый оттенок Pantone!

После смешивания и тестирования красителей пришло время подготовить подушечку для нанесения краски. Подушечка для окрашивания состоит из прямоугольного деревянного поддона, снабженного металлическим каркасом, обмотанным ярдами нейлоновой веревки. (Натянутая веревочная сетка создает эффект пружины во время печати.) Поверх веревочной сетки укладывается несколько слоев грубой мешковины. Последние слои – это кусочки более тонких тканей, таких как шелк, шифон или вуаль. Выбор конечного слоя зависит от насыщенности краски, необходимой для печати.

Затем мы наливаем краску на подушечки и выравниваем поверхность подушечки с помощью деревянного клинышка. На этом этапе мы распределяем деревянные блоки по цветам между тележками и упорядочиваем их в порядке печати.

Последние штрихи

Большинство типографий имеют плоские террасы над своими студиями; именно здесь готовые оттиски на деревянных блоках оставляют на солнце на пару дней, чтобы закрепились пигменты.

Как только текстиль полностью высохнет, он отправляется в местную прачечную. Хотите верьте, хотите нет, но это важный этап в процессе печати блоков: небрежность здесь может испортить безупречное изделие! Чистящие средства определяют правильный подход, основываясь на технике блочной печати, используемой для создания постельного белья.

Выстиранные ткани возвращаются в мастерскую, где они подвергаются окончательной отделке. Они выглажены, прошиты и проверены на качество. Затем они, наконец, упаковываются и маркируются. Ткани с блочным принтом теперь готовы отправиться в свое долгое путешествие по всему миру!

Роль Индии в ксилографии

Возможно, вам интересно, когда была изобретена блочная печать, поскольку в последние годы этот вид искусства переживает возрождение. И, возможно, вы тоже задавались вопросом, откуда взялась ксилография. Ответ: несмотря на то, что ксилография остается одним из ведущих традиционных ремесел Индии и пользуется сильной визуальной идентичностью во всем мире, на самом деле она возникла не в Индии. На самом деле все началось в Китае. И хотя Китай зародил ксилографию около 4000 лет назад, Индия приняла и развила этот вид искусства.

Индия достигла непревзойденного мастерства в изготовлении натуральных растительных красителей и протрав. Этот опыт позволил индийским типографам создавать уникальные дизайны и цветовую палитру, которым позавидовал весь мир. Здесь тропический климат способствовал тому, что краски смогли расцвести до самой глубокой степени. Только в Индии можно было найти такие опьяняющие красные, насыщенные синие и насыщенно-черные тона. Это были ценные творения искусства красильщиков.

Объедините эту способность с бесчисленными вторжениями и разнообразием коренного населения, и вы сможете увидеть, как Индия стала обладателем обширного словаря печатных форм. Достаточно сказать, что уникальная история Индии наложила неизгладимый отпечаток на искусство блочной печати!

Краткая история блочной печати

Ни одно обсуждение истории книгопечатания в Индии не может состояться без упоминания Великих Моголов. Расцвет рукописной печати пришелся на период правления империи Великих Моголов (1526-1857). Великие Моголы пользовались огромным потреблением текстиля, который в то время был символом статуса. Поскольку чеканка монет была в дефиците, обмен тканями служил бартером, лежащим в основе экономической структуры империи.

Репертуар рисунков индийской блочной печати является одним из наследий Великих Моголов. Цветочные узоры занимали видное место в текстиле Великих Моголов как метафоры рая и намеки на вечные сады. Современные ткани с блочным принтом по-прежнему украшены этой популярной тематикой!

Спрос Англии на индийский текстиль привел к огромному буму, который совпал с золотым веком империи Великих Моголов. (На самом деле, индийскую текстильную промышленность в какой-то момент обвинили в опустошении британской казны!)

Однако индийская ручная типография начала приходить в упадок в конце империи Великих Моголов и на заре индустриализации. Наряду с синтетическими красителями Британия саботировала индийскую текстильную промышленность ручной работы. Рынки перенасыщались дешевым хлопком с фабричным принтом. Знания о навыках, передававшиеся из поколения в поколение ремесленниками, были практически утрачены. Господству индийского печатного станка пришел конец.

В то время как индийская элита всегда отдавала предпочтение текстилю с ручной печатью, многим индийская блочная печать казалась делом прошлого. Все изменилось во времена цветочной власти. 1960-е и 1970-е годы ознаменовались периодом возрождения. Богемная эстетика и увлечение восточной духовностью возродили интерес к индийским гравюрам.

Добавить комментарий